Методы герметизации
Сущность герметизации заключается в выполнении технологических операций, препятствующих массообмену между герметизируемым объемом и окружающей средой. Наиболее очевидный метод изоляции сред с помощью непроницаемых перегородок неизбежно включает в себя герметизацию соединений перегородок между собой и с другими элементами конструкций.
Поэтому ключевым моментом технологии герметизации всегда остается устранение утечки сред через зазоры соединений разнородных деталей.
Герметизацию машиностроительных соединений осуществляют принципиально различными методами, из которых основными являются следующие:
1) точная пригонка контактирующих деталей, заключающаяся в обеспечении максимального соответствия конфигурации и профиля сопрягаемых поверхностей, а также в их прецизионной обработке с целью достижения минимальной высоты микронеровностей;
2) нагружение соединений сжимающими напряжениями, обеспечивающими деформацию микронеровностей в контакте;
3) заполнение зазоров вспомогательными средами, препятствующими утечке герметизируемых сред;
4) наложение электромагнитных полей, взаимодействующих со средами в зазорах соединения;
5) использование инерционных и вихревых сил для создания сопротивления истечению герметизируемых сред;
6) формирование неразъемных соединений методами сварки, пайки и склеивания.
Метод точной пригонки сопрягаемых поверхностей, реализованный во множестве конструкций, до недавнего времени был наиболее распространенным способом герметизации большинства подвижных соединений деталей машин. Благодаря этому в машиностроении сложилось отношение к герметизирующим устройствам как к прецизионным узлам со всеми вытекающими отсюда последствиями. Основным условием герметичности таких узлов является постоянный контакт между притертыми (▼9—▼11) поверхностями деталей соединения. Для удобства прецизионной обработки их обычно выполняют плоскими либо в форме поверхности тел вращения.